
Когда частенько приходится стоять в пробке и постоянно выжимать сцепление, левая нога может просто «отваливаться», но ехать надо. Вариатор или АКПП эту проблему безусловно решают. Водить становится комфортнее, однако вопрос «что лучше?» остается открытым.

оглавление
Конструкция и принцип работы CVT (вариатор)
В салоне автомобиля, оборудованного вариатором, Вы не найдете отличий от АКПП. Отсутствует педаль сцепления, ручка переключения передач имеет положения: Parking (парковка); Neutral (нейтраль); Reverse (задняя передача); Drive (движение). Для переключения между режимами используется педаль тормоза.
Однако, когда вы только начнете движение, Вы сразу ощутите разницу, а именно, автомат переключает передачи и это можно почувствовать и увидеть на указателе тахометра. При движении на вариаторной коробке такого Вы не почувствуете. Причиной тому конструкция и принцип работы вариатора.
Вариатор, как и АКПП, приводится в движение через гидротрансформатор от коленчатого вала двигателя. Именно это устройство позволяет избавиться от педали сцепления. Принцип работы гидротрансформатора, следующий: две крыльчатки объединены в одном корпусе, но не имеют жесткой связи. Между ними находится рабочая жидкость. Одна шестерня (насосное колесо) соединена с коленчатым валом двигателя, вторая (турбинное колесо) с первичным валом трансмиссии. Энергия первого колеса передается жидкости, а от нее передается второму, за счет чего трансмиссия вращается. На этом схожесть автомата и вариатора заканчивается.
первичный вал вариатора
На первичном валу вариатора установлен раздвижной шкив определенной формы. Он состоит из двух составляющих конусообразной формы. При начале движения каждая составляющая удалена относительно друг друга, т.е. конусы раздвинуты и сечение (диаметр) шкива является минимальным. На ведомом валу вариатора установлен точно такой же шкив, только при начале движения конусы сдвинуты и сечение (диаметр) максимально. Оба шкива соединены ремнем, для передачи крутящего момента. При таком положении шкивов обеспечивается максимальное передаточное число между ведущим и ведомым валом редуктора (1-ая передача). Ведомый вал вариатора, через дифференциал приводит во вращение колеса автомобиля. Ремень вариатора не резиновый, а стальной, определенной формы.
При изменении оборотов, за счет пружин, повышения давления и центробежной силы, две конусные составляющие шкива ведущего вала сдвигаются, а ведомого раздвигаются. Происходит это плавно, таким образом происходит плавное изменение передаточного числа. Диаметры шкивов подбирает электронная система управления с исполнительными механизмами, в зависимости от давления жидкости. Такой подход обеспечивает плавный и динамичный разгон и максимальную эффективность в использовании располагаемой мощности двигателя.
Конструкция и принцип работы АКПП

Приводится в движение АКПП так же, как и вариатор через гидротрансформатор. В основе работы АКПП лежит планетарный редуктор.
планетарный редуктор АКПП

Вход обеспечивается за счет вращения коронной или солнечной шестерни. Выходное вращение – водилом. При вращении коронной и солнечной шестерни будет обеспечена прямая передача. Если затормозить коронную (внешнюю) шестерню, то во вращении останется солнечная шестерня и сателлиты – это пониженная передача. Если затормозить солнечную, то повышенная. Затормозив, водило, мы заставим коронную шестерню вращаться в обратном направлении – задний ход. Так, например, для шестиступенчатой АКПП используется 3 планетарных редуктора, водило каждого предыдущего соединено с коронной шестерней следующего. Для остановки определенных элементов планетарного редуктора используются фрикционы. Использование определенной пары фрикционов определяет передаточное отношение КПП.
Выбор этих фрикционов зависит от оборотов, а процессом управляет гидравлическая система управления. При трогании с места, когда нагрузка на выходной вал велика, а обороты входного вала малы, масляный насос системы обеспечивает такое давление, при котором фиксируются фрикционы, определяющие 1-ую передачу. С ростом оборотов, давление изменяется и исполнительные механизмы системы фиксируют другую пару фрикционов. Так происходит переключение передачи.
Особенности эксплуатации CVT (вариатора)
При эксплуатации вариатора, наибольшие нагрузки несут шкивы и ремень, изготовленные из стали. При истирании стальных деталей образуется стальная пыль, которая в последующем может нарушить работу клапанов системы управления, могут появиться рывки в движении, неравномерный разгон, посторонние звуки в работе. Чтобы избежать проблем с вариатором, необходимо заменять рабочую жидкость (масло) и фильтр раз в 55-60 тыс. км пробега. Зимой его следует прогревать, т.к. нормальная его работа обеспечивается при температуре, близкой к рабочей, иначе возможны проскальзывания. При резких стартах, либо пробуксовках на снегу или льду, возможны проскальзывания ремня, при этом он очень сильно изнашивается, а на шкивах могут появиться задиры. Следует следить за чистотой охлаждающих радиаторов рабочей жидкости.
При бережной эксплуатации механизм рассчитан на 100 – 150 тыс. км. до первого ремонта. Однако, уже на 100 желательно заменить ремень. Ремонт достаточно дорогой и не каждый за него возьмется.
Особенности эксплуатации АКПП и вариатора
АКПП более надежна чем вариатор. И в отличие от вариатора она прощает резкие старты. При соблюдении регламента обслуживания такие коробки могут пройти более 300 тыс. км. Так как в автомате рабочей жидкостью тоже является масло, его, вместе с фильтром, необходимо менять раз в 55-60 тыс. пробега. Так же, как и в вариаторе, следите за радиатором. Ремонт так же дорогой, но в настоящее время существует много организаций и мастеров, которые смогут Вам помочь.
плюсы и минусы вариатора
Основные плюсы:
плавный, динамичный разгон;
максимальная эффективность в использовании мощности двигателя (КПД);
в связи высоким КПД редуктора, понижается расход топлива.
Основные минусы:
прихотлив в эксплуатации, небрежная эксплуатация приведет к поломке уже на 50 тысячах;
быстро изнашивается при резких стартах, либо при пробуксовке, с последующим резким восстановлением сцеплением колес;
Дорогостоящий ремонт, который желательно проводить на 100-120 тыс. км., который вероятнее всего придется производить у официального дилера, т.к. мастеров мало;
оборудован сложной электрической системой управления.
Плюсы и минусы АКПП
Основные плюсы:
надежность – ресурс до первого ремонта, при бережной эксплуатации может быть более 300 тыс. км;
огромное количество мастеров и сервисов по обслуживанию, по сравнению с вариатором;
по сравнению с вариатором, в АКПП мало электроники, в основном процессом управляет гидромеханика;
АКПП менее требовательна к качеству масла, по сравнению с вариатор CVT
Основные минусы:
низкая, по сравнению с вариатором, динамика разгона;
эффективность использования мощности двигателя (КПД) АКПП ниже, чем у вариатора;
повышенный расход топлива;
объем масла больше (8-10л) по сравнению с вариатором (5-8л);
толчки в момент переключения передач, хотя для кого-то это и плюс.
заключение
Вариатор обеспечивает хорошую динамику разгона и плавность хода, однако не любит резких стартов и пробуксовок на льду/в грязи. Вариатор экономичнее и максимально эффективно использует подводимую от двигателя мощность. Однако, данная КПП сильно требовательна к качеству рабочей жидкости, а истирание ремня требует его замены через 100-120 тыс. км. Процедура сложная, не каждый мастер за нее возьмется, а значит ремонтироваться придется, скорее всего, у официального дилера, что в свою очередь отражается на стоимости.
АКПП менее экономична, имеет толчки при переключении передач, и меньший КПД, однако, её надежность перекрывает все эти минусы. При бережной эксплуатации АКПП пройдет более 300 тысяч километров.