
В феврале законодатели Европейского союза проголосовали за официальный запрет на продажу новых бензиновых и дизельных автомобилей. 27 стран, представляющих крупнейший в мире торговый блок, заявили своей автомобильной промышленности – и мировому автобизнесу в целом – что будущее автомобиля будет свободным от выбросов углерода, что является конечной целью этой политики. В реальности это означает будущее, в котором будут использоваться аккумуляторные электромобили. Но, как и многие исторические романы, этот оказался исключительно бурным только за кулисами. Прошло несколько недель, и голосование в ЕС на запрет ДВС оказалось втянутым в политическую борьбу, последние попытки спасти ДВС и опасения за будущее всего европейского автомобильного сектора.

оглавление
Электрическое будущее.
Многочисленные отраслевые источники, аналитики и экологические эксперты сообщили InsideEVs, что запреты на двигатели внутреннего сгорания на самом деле продвигают автомобильную промышленность к электрическому будущему.
Это стало прекрасным примером того, насколько влиятельными могут быть запреты на двигатели внутреннего сгорания, а также насколько сложными и чреватыми они являются и, вероятно, будут в ближайшие годы.
Конечно, многие автопроизводители уже заявили, что они в основном или полностью прекратят производство двигателей внутреннего сгорания к середине 2030-х годов. Но многочисленные источники в отрасли, аналитики и эксперты по охране окружающей среды сообщили InsideEVs, что такая политика на самом деле продвигает автомобильную промышленность к электрическому будущему.
Даже дискуссии вокруг таких запретов, будь то на уровне города, штата, страны или блока, уже заставляют людей отказаться от бензиновых автомобилей, сказала Джулия Полисканова, старший директор по транспортным средствам и электронной мобильности в Transport & Environment, европейской НПО, занимающейся политикой нулевого выброса.
Вся суть в том, что это заставляет граждан задумываться о том, что они покупают, и мы уже видим это сегодня в Европе”, – сказала Полисканова, ссылаясь на то, что в 2022 году EV составят 14 процентов европейского рынка новых автомобилей. “Мы идем с опережением графика, потому что люди знают, что это произойдет, и меняют свое мнение”.
Тем не менее, запрет на ДВС в ЕС сейчас сталкивается с жесткой оппозицией со стороны Германии и Италии, хотя и по разным причинам. И даже если автомобильная промышленность очень четко движется к модели, ориентированной на аккумуляторы, то, что будет дальше в Европе, “это вопрос на миллион долларов”, – сказала Полисканова.

Что такое запрет ДВС?
Это может помочь точно определить, что такое запрет на использование двигателей внутреннего сгорания. Европейское законодательство, принятое в феврале, предписывает значительно ужесточить правила автомобильных выбросов после 2030 года – например, сократить выбросы парниковых газов на 55% по сравнению с уровнем 1990 года – и перейти к 100-процентному сокращению с 2035 года.
Другими словами, это чрезвычайно строгие нормы выбросов, которые равносильны эффективному запрету на двигатели внутреннего сгорания, поскольку они по своей природе производят выбросы углерода, даже в гибридно-электрической форме. И Полисканова сказала, что, как и в случае с любыми стандартами выбросов, автопроизводители, не соблюдающие их, могут столкнуться с жесткими штрафами и наказаниями.
С 2035 года все новые автомобили, поступающие на рынок, не должны выбрасывать CO2, – пояснил Европейский парламент в прошлом году. “Это делается для того, чтобы к 2050 году транспортный сектор стал углеродно-нейтральным”.

Отказ от старых авто с ДВС
Для тех, кто опасается, что запрет будет приравнен к своего рода регрессивному налогу, который приведет к тому, что люди будут вынуждены отказаться от своих старых автомобилей с ДВС в пользу дорогих новых EV, следует отметить, что запрет ЕС распространяется только на новые автомобили. Это не означает, что автомобили с ДВС должны быть утилизированы, хотя некоторые европейские города также предпринимают шаги по ограничению их присутствия в центрах городов.
“Если вы купите новый автомобиль сейчас, вы сможете ездить на нем до конца срока службы”, – говорится на сайте организации. “Но, поскольку средний срок службы автомобиля составляет 15 лет, мы должны начать с 2035 года, чтобы к 2050 году все автомобили были CO2-нейтральными”. Это также подразумевает, что к тому времени стоимость топлива, технического обслуживания и страхования может возрасти.
Две другие страны, не входящие в ЕС, Норвегия и Великобритания, уже приняли аналогичные запреты, которые прекращают продажи новых автомобилей с ДВС еще раньше – в 2025 и 2030 годах, соответственно. (На самом деле, учитывая, что в Норвегии и так высок уровень внедрения электромобилей, компания Hyundai уже заявила, что в этом году перейдет на полностью электрические автомобили).
Запрет ДВС в США
США не обошлась без подобных действий. В прошлом году влиятельный Совет по воздушным ресурсам Калифорнии потребовал, чтобы к 2035 году все новые автомобили и легкие грузовики, продаваемые в самом густонаселенном штате Америки, были свободны от выбросов. Как и в прошлом, ожидается, что многие другие штаты также последуют стандартам Калифорнии.
Нью-Йорк, Массачусетс и Вашингтон уже заявили, что сделают это, а все вместе они составляют около трети автомобильного рынка США. А недавно в администрации Байдена объявили о том, что к 2030 году на долю электромобилей придется 50 процентов продаж новых автомобилей, хотя эта политика – которая связана со стимулами для покупателей электромобилей и развитием сети зарядки – не является каким-то прямым запретом.
“За исключением, может быть, нескольких городов, у нас пока нет никаких реальных запретов, поэтому трудно сказать, работают ли они”, – сказала Полисканова. “Мы все просто планируем их на 2030, 2035 годы”. Но она повторила, что указание на то, что такие запреты рано или поздно появятся, привело в движение рыночные силы и изменило поведение покупателей автомобилей.
Такие автопроизводители, как Volkswagen и его бренды, Stellantis, Ford, Bentley и Jaguar, заявили, что прекратят продажу автомобилей внутреннего сгорания в Европе к 2035 году, если не раньше.

Инвестиции в электромобили
Большинство автопроизводителей, на самом деле, мотивированы запретом на ДВС инвестировать в электромобили и отказаться от двигателей, работающих на топливе, сообщили InsideEVs многочисленные источники в отрасли. Они просто не готовы признать это публично; для этого типичный готовый ответ: “Мы всегда сосредоточены на устойчивом развитии и переходе на полностью электрические автомобили к 2035 году”, или что-то подобное.
General Motors пообещала прекратить производство автомобилей с бензиновым двигателем к тому же году, хотя продолжает инвестировать в автомобили внутреннего сгорания. Отдельные бренды – как правило, люксовые, поскольку новые технологии стоят дорого – такие как Genesis, Cadillac, Lexus, Mercedes-Benz и другие, также пообещали перейти на полностью электрические автомобили, как правило, к 2030 году.
Тем не менее, многие автопроизводители продолжают хеджировать свои ставки на случай, если поведение клиентов, рыночные условия, поставки материалов или другие факторы не приведут к созданию полностью EV будущего. Хотя Toyota наиболее яростно скептически относится к внедрению EV в пользу смешанного подхода к снижению выбросов, она не одинока в поиске альтернатив или сохранении ДВС
Если правильным ответом на сокращение выбросов углерода является замена автомобилей с ДВС на электромобили, то запреты, с точки зрения стратегии, будут мотивировать автопроизводителей двигаться быстрее, – сказал Макдональд. “Автопроизводители не будут делать это самостоятельно.

Борьба в Европе
Но противодействие новаторскому запрету в Европе теперь исходит не столько от автопроизводителей, сколько от самих стран.
Хотя соглашение о новых стандартах было достигнуто прошлой осенью, а Европейский парламент одобрил их в феврале, в этом месяце запрет ДВС должен был стать официальным, что называется, “резиновым штампом”. Этого не произошло. Вместо этого в последнюю минуту Германия требует исключения для “электронного топлива”, которое использовали в двигателях внутреннего сгорания, сообщает Bloomberg.
Критики утверждают, что около 800 000 человек, занятых в огромном автомобильном секторе Германии, рискуют потерять работу, если на рынке будут доминировать электромобили. Для производства EV требуется гораздо меньше деталей и рабочей силы, поэтому Европа может столкнуться с сокращением одной из своих важнейших отраслей.

Запрет ДВС в Германии
С тех пор Германия сформировала альянс с министрами транспорта Италии, Польши, Румынии, Венгрии и других стран с сильным влиянием автомобильной промышленности, чтобы выступить против запрета ICE, если не будет исключения для электронного топлива.
Полисканова сказала, что для Transport & Environment эти шаги выглядят скорее политически мотивированными, чем какими-либо другими.
“По нашему мнению, правое правительство Италии идеологически выступает против идеи климатического регулирования компаний”, – сказала она. “Однако в Германии все немного иначе… из-за внутренней политики немецкие либералы потерпели ряд поражений на местных выборах. Это стало точкой отсчета, чтобы показать своей основной базе, что они могут что-то сделать”.
“Очень сложно внести предложение, которое позволит использовать электронное топливо, не подрывая при этом соглашение о 100-процентном нулевом уровне выбросов и постепенном отказе от двигателей, – говорит Полисканова.
Понятно, что страна, подарившая миру Porsche 911, хочет сохранить двигатель внутреннего сгорания. Но критики говорят, что технология электронного топлива находится в зачаточном состоянии и что производство этих синтетических видов топлива очень дорого и энергоемко. Кроме того, при сгорании в двигателе они по-прежнему производят выбросы углекислого газа, и являются углеродно-нейтральными только при производстве методом прямого улавливания углерода в воздухе. Porsche вкладывает значительные средства в их разработку; Международный совет по чистому транспорту называет их “волшебным леденцом”.
“Очень трудно разработать предложение, которое разрешит использование этих видов топлива, не подрывая при этом соглашение о 100-процентном нулевом уровне выбросов и постепенном отказе от двигателей”, – сказала Полисканова. “Эти две вещи несовместимы”.
Сложная европейская политика в стороне, борьба здесь может рассматриваться как предвестие более сильного сопротивления запретам ДВС в других странах. Небезосновательно ожидать аналогичных сражений в США за собственный автомобильный сектор, в котором работают миллионы людей и от которого зависят десятки смежных отраслей.

Сокращение рабочих мест
Более того, электромобили постепенно становятся частью культурных войн в США. В начале этого года в Вайоминге законодатель-республиканец предложил свой собственный запрет на использование электромобилей в штате к 2035 году, заявив, что они угрожают занятости людей, работающих в нефтегазовой отрасли. Хотя позже он признал, что законопроект был в значительной степени символическим, политические бои за рабочие места, энергию и климат, вероятно, продолжатся, поскольку автомобильный ландшафт начинает меняться.
Хотя администрация президента-демократа несет ответственность за принятие Закона о снижении инфляции и вызванный им рост аккумуляторной промышленности США, представители профсоюзов автомобильной промышленности Америки предупреждают об электрическом будущем, которое означает сокращение рабочих мест в этом секторе. Другими словами, прогрессивно настроенным политикам, возможно, придется делать выбор между трудом и окружающей средой. Все это показывает, что запрет на использование автомобилей внутреннего сгорания не так прост, как если бы правительство пообещало сделать это, а затем автомобильная промышленность последовала его примеру.
Проблема в выбросах, а не в технологиях
Мак Дональд сказал, что запрет ДВС действительно является благим намерением, но не идеальным. Хотя они двигают рынок к значительному увеличению продаж новых EV, сами по себе они не решат климатическую угрозу, исходящую от автомобилей. Дело не столько в преследовании определенных технологий, сколько в достижении конечной цели – сокращении выбросов.
Если конечной целью является сокращение выбросов углерода в атмосферу, то запрет ДВС с жесткими сроками не поможет решить проблему десятков бензиновых и дизельных автомобилей, которые, вероятно, все еще будут работать к 2035 году или к тому времени, когда будут приняты другие меры.
Современные автомобили сделаны лучше и надежнее, чем когда-либо прежде, и многие из тех, что сегодня новые или даже просто работающие, будут делать это и через 10 лет – не говоря уже о будущих автомобилях с ДВС, которые будут созданы в ближайшие годы. Это верно, даже если правила ЕС предписывают значительно более чистые автомобили в ближайшие годы до вступления в силу запрета на ДВС.
“Это то, чего не хватает всем этим странам в их правилах”, – сказал Макдональд. Я называю это “вычитание за вычитание”. Мы должны начать избавляться от старых автомобилей с высоким уровнем загрязнения и выбросов”.
Кевин Ф. Браун, консультант по вопросам выбросов и регулирования, который работает в автомобильной сфере уже несколько десятилетий, говорит, что эффективность таких запретов зависит от того, как управлять переходом к автомобилям с нулевым уровнем выбросов.
Гибридизация
По словам Брауна, он хотел бы видеть нормативные акты, предписывающие гибридизацию нынешних автомобилей с ДВС, поскольку доказано, что они значительно снижают выбросы по сравнению с негибридными аналогами. Он также предложил обязать прокатные автопарки использовать только гибридные автомобили, так как они попадают на стоянки подержанных автомобилей в большом количестве, и это позволит получить больше электрифицированных автомобилей в руки потребителей, которые не могут заплатить 65 000 долларов за высокотехнологичный EV.
Если конечной целью является сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу, то запреты на ДВС с жесткими сроками действия ничего не дают для решения проблемы десятков бензиновых и дизельных автомобилей, которые, вероятно, все еще будут работать к 2035 году или к тому времени, когда будут приняты другие меры.
Его мысли перекликаются с частой критикой политики, которая в конечном итоге оказывается фактически про-EV во всем мире: предназначены ли они для спасения окружающей среды, или это просто подарок автопрому?
По словам Брауна, недостаточно делается для того, чтобы помочь водителям с низким уровнем дохода, которые, как правило, живут в более загрязненных районах уже из-за выбросов старых автомобилей, которые могут быть в худшем состоянии.