
Причины, которые могут заставить вас снять офисный пиджак и взять свечной ключ, очевидны: в двигателе наблюдаются пропуски зажигания. Предположим, что пропуски не вызваны пробитой катушкой, неисправным высоковольтным проводом, умирающей форсункой, проблемами с впуском воздуха, ошибками датчика распредвала или другими неисправностями, которые могли бы повлиять на работу двигателя. В идеале, прежде чем приступать к извлечению свечей зажигания, лучше всего провести диагностику, включая тщательный анализ данных о работе двигателя в реальном времени. Однако, допустим, мы не хотим проходить этот процесс. Мы просто хотим извлечь свечи зажигания, осмотреть их и определить, какая из них не работает должным образом. Так мы и поступим, но пока ничего снимать не будем

Интересно, что самый надежный и простой способ определить, в каком цилиндре свеча не дает искру, существует столько же лет, сколько и сами свечи зажигания: отсоединяйте их по одной и слушайте, как меняется работа двигателя. Если отсоединить рабочую свечу зажигания, обороты двигателя снизятся; если отсоединить нерабочую свечу, никаких изменений в работе двигателя не произойдет. Звучит просто, но есть одна важная деталь: если в автомобиле используются отдельные катушки зажигания, то лучше отсоединять разъемы катушек, а не отсоединять их от свечей по одной. Это снижает риск поражения электрическим током (что может быть опасно, особенно если у Вас мокрые руки) и сводит к минимуму возможное повреждение катушек. Снятие катушек со штекеров при работающем двигателе может привести к их возгоранию, поэтому отсоединение катушек является более безопасным вариантом.

Однако этот метод эффективен только для выявления цилиндра с пропуском зажигания, а не основной причины пропусков. Поэтому, если вы уверены, что провода, катушки и другие компоненты находятся в хорошем состоянии, все равно необходимо снять и осмотреть свечу зажигания, по крайней мере, внешне.

оглавление
На мокром месте
Если свеча зажигания мокрая, это должно вызвать определенные опасения. Свеча зажигания, пропитанная бензином, не будет работать должным образом. Важно отметить, что сам бензин не горит, а воспламеняется топливно-воздушная смесь. Поэтому мокрая свеча – это всегда нерабочая свеча. Однако определить причину может быть непросто. Это может быть неисправная свеча, которая перестала давать искру и воспламенять бензин, или негерметичная форсунка, которая залила исправную свечу. В любом случае мокрую свечу необходимо очистить или заменить. При этом рекомендуется осмотреть свечу. Если на ней есть жирный черный нагар, то, возможно, инжектор действительно негерметичен, и радость от вновь исправной свечи будет недолгой. К сожалению, она снова будет залита бензином, и придется начинать все сначала.

Если все четыре свечи зажигания мокрые, то лучше отказаться от идеи починить автомобиль только заменой свечей. Скорее всего, проблема более серьезная, и при первой же попытке запустить двигатель новые свечи будут залиты бензином. Тем не менее, для того чтобы убедиться в том, что двигатель перестал работать, и понаблюдать за тем, как долго он остается в таком состоянии, стоит высушить единственную мокрую пробку.

На свежем воздухе
Итак, предположим, что свечи сухие. Что мы должны сделать дальше? Осмотрим электроды – центральный и боковые (или боковые, если свеча многоэлектродная). Их внешний вид не должен вызывать опасений, например, наличие нагара или значительного прогара. Для проверки зазора между электродами целесообразно использовать щуп. Для инжекторного двигателя типичный зазор между электродами составляет около 0,9 мм. Небольшие отклонения от этого значения вряд ли приведут к значительным пропуском зажигания, но желательно, чтобы зазор был в норме.

Далее можно проверить свечу вторым способом: присоединить к ней провод или катушку, установить ее на двигатель и включить стартер. Если искра отсутствует, это плохой признак. Однако до конца не ясно, в чем проблема – в проводе или в катушке. Если у вас есть в наличии другая свеча, даже из соседнего цилиндра, попробуйте подсоединить ее, включить стартер и посмотреть, появится искра или нет. Если есть, то свечу следует заменить. А вот если искра отсутствует, то необходимо искать возможные неисправности в системе зажигания, начиная с проводов или катушки.
Важно отметить, что наличие искры не гарантирует ее появления внутри цилиндра при наличии топливно-воздушной смеси и давления. Поэтому отсутствие искры является более информативным результатом при данном методе диагностики, чем ее наличие.

К сожалению, пистолеты для проверки свечей зажигания с пьезоэлементом, продающиеся в автомагазинах, не являются надежными диагностическими приборами. Принцип работы такой же, как и при проверке стартера: отсутствие искры означает, что она точно плохая, а наличие искры не означает, что она хорошая. В случае неисправности свечи пропуск может происходить только под нагрузкой, например, на высоких скоростях или при нажатии на педаль газа. В таких ситуациях свеча может давать искру при проверке вне двигателя, но после установки она может работать не так, как ожидалось.
Полезные штучки
Теоретически для проверки свечей можно использовать осциллограф, анализируя реальный вторичный импульс высокого напряжения, возникающий при работе свечи. Однако необычно иметь дома подходящий осциллограф, знать, как им пользоваться, и не иметь запасных пробок, поэтому мы не будем углубляться в этот метод.

Однако можно проверить вилку мультиметром. Его сопротивление должно быть в пределах 2-10 кОм (экстремальные значения следует считать подозрительными), в идеале – от 3 до 8 кОм. Следует помнить, что существуют штекеры с нулевым сопротивлением (без встроенных резисторов), и они должны иметь нулевое сопротивление.
Быть или не быть
В гаражных условиях поиск неисправной свечи может оказаться не слишком продуктивным. Цель – найти недостающую искру, поэтому без сканера последовательность действий остается прежней: определите, какой цилиндр не работает (это легко сделать, поочередно отсоединяя катушки или провода), а затем замените свечу зажигания в этом цилиндре. Если она работает – отлично. Если нет, то нужно искать другие возможные проблемы и перестать винить свечу зажигания в пропуске зажигания. В целом, если вы своевременно меняете свечи зажигания в автомобиле (медные и никелевые – каждые 30 000 км, платиновые и иридиевые – каждые 70 000-90 000 км), то беспокоиться о них не стоит. Напротив, подозрения должны падать на более хрупкие элементы системы зажигания, такие как катушка зажигания или высоковольтные провода, которые некоторые автовладельцы ошибочно считают главными виновниками.
Важно также помнить, что использование изношенных свечей может нанести вред катушкам зажигания. Поэтому наиболее правильным и экономически оправданным является своевременное обслуживание автомобиля, а не ожидание, пока неисправная свеча приведет к дальнейшему повреждению остальных элементов системы зажигания.
Также читайте, Залитые свечи зажигания: причины и способы устранения