
Иногда может возникнуть ощущение, что замена свечей была гораздо проще в прошлом, когда машины использовали карбюраторные двигатели. Однако, во-первых, можно залить свечи и в машинах с инжекторной системой, а во-вторых, не будем зарекаться от карбюраторов. Так что делать, если свечи зажигания оказались залитые?
оглавление
Что сломалось?
Давайте сначала разберемся, каким образом свечи могут быть залиты и почему это случается. Посмотрим, что может быть не так с инжекторным двигателем.
На первом месте, конечно же, находится бензин – это наиболее распространенная причина залития свечей. Бензин может оставаться на свечах только в том случае, если он был впрыснут вместе с топливно-воздушной смесью, но не сгорел. В этом случае нам нужно разобраться, что пошло не так. Давайте вспомним, при каких условиях свечи зажигания могут быть залитые. Правильно, это мороз.

Бензин
При сильном обогащении смеси на основе показаний различных датчиков, таких как датчик положения дроссельной заслонки, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик массового расхода воздуха и датчик абсолютного давления (если он есть), в холодную погоду может возникнуть ситуация, когда свечи уже не способны зажечь смесь – искра не будет достаточно сильной. При этом ЭБУ (электронный блок управления) даже не успеет заметить ошибку зажигания или пропуск зажигания, поскольку двигатель еще не работает в нормальном режиме. Следовательно, смесь будет подаваться в цилиндры, но не будет сгорать. В результате свечи зажигания окажутся залитые.
То же самое произойдет и при разряженной аккумуляторной батарее (АКБ): стартер все еще может крутить коленчатый вал, но на достаточно сильную искру может не хватить. Зимой, когда моторное масло становится густым, аккумулятор батареи будет тратить последние силы на поворот коленчатого вала, и искра будет почти отсутствовать. Добавьте сюда желание ЭБУ обогатить смесь, и вот она – залитая свеча.
Кроме того, чрезмерное обогащение смеси может быть вызвано неправильными данными с одного из вышеупомянутых датчиков. В этом случае смесь может быть слишком богатой, что также приведет к заливанию свечей бензином. Поэтому залить свечи бензином на инжекторном двигателе возможно. Это может быть сложнее, чем на карбюраторном двигателе, но если следить за двигателем, все будет в порядке.
Вторая возможная жидкость на свечах – это масло. Присутствие масла на свечах указывает на неисправность, а погода здесь ни при чем. Если масло есть только на изоляторе свечи, то скорее всего, где-то утечка возникла в прокладке клапанной крышки, в редких случаях – в прокладке впускного коллектора. Это не так уж страшно, но накапливание масла в свечных колодцах необходимо предотвращать: это неподобающе и возможно морально неправильно.

Масло
Если масло в рабочей части свечи зажигания, это еще хуже. Есть множество причин для этого проблемного случая, и почти все они неприятные: износ поршневых колец, неисправность системы вентиляции картерных газов, износ стержней и маслоотражательных колпачков клапанов и так далее. Короче говоря, причина здесь сложнее найти, но нам придется это сделать. Регулярно залитые маслом свечи зажигания в любом случае не будут работать должным образом. Поэтому вам следует задуматься не о том, как очистить свечи, а о том, что лучше сделать с двигателем: отремонтировать его или продать вместе с автомобилем.
И, наконец, третья жидкость, которая может присутствовать на свечах, – это антифриз. Обычно антифриз попадает в масло (или масло попадает в антифриз) при отказе прокладки головки блока цилиндров, например, при ее износе или разрыве. Конечно, существует множество способов смешения масла и антифриза, поэтому владельцу автомобиля может прийти в голову много научных терминов при поиске причины этого явления. Главное, что стоит знать: наличие антифриза на свече – признак серьезной неисправности. Как и в случае с маслом, важно не просто чистить свечи, а искать источник проблемы, откуда антифриз попал в цилиндр.

Нужно решить, тереть или греть?
Закончим раздел о лирике, переходим к практической части: как поступить, если свечи залиты.
Если на улице тепло и погода хорошая, но мотор не запускается, то просушка свечей, скорее всего, не поможет. Это свидетельствует о проблеме с мотором, и простая просушка свечей не исправит ситуацию. Однако, если на улице прохладно или холодно, и аккумулятор не надёжный, то просушка свечей может иметь смысл.
Раньше, когда машины были проще, а свечи были дефицитом, их обычно выкручивали и грели. Жесткие мужчины использовали паяльную лампу, а интеллигентные лица – кухонную плиту. Главное было нагреть свечи как следует. Однако сейчас, лучше попробовать другой подход.

Сначала полезно воспользоваться штатным режимом продувки цилиндров. Если нажать педаль газа до упора, топливная подача будет отключена, а дроссельная заслонка откроется (при холодном пуске она почти закрыта). Стартер будет крутить коленвал, и поршни продуют цилиндры воздухом без бензина и с минимальным сопротивлением. Хотя сопротивление будет ещё меньше, если свечи выкрутить, даже без этого можно просушить не сильно залитые свечи. Этот метод подходит для всех инжекторных моторов, но его нужно использовать до того, как аккумулятор окончательно разрядится и свечи сильно зальются. Если после 10-12 секунд продувки мотор не начнёт хотя бы схватывать, придётся выкручивать свечи.
И тут начинается самая интересная часть: что делать с мокрыми свечами? Сначала их нужно внимательно рассмотреть и понять: они просто пропитались бензином или также покрыты нагаром.

Тереть
Если свечи всего лишь мокрые, то достаточно протереть их чистой тряпочкой, а остатки бензина испарятся сами. Но если свечи покрыты нагаром, их нужно очистить. При этом можно задуматься, отчего появился нагар, что может говорить о проблеме в исправном моторе. Но это уже другая тема, пока просто очищаем свечи.
Наиболее щадящий способ – использование бытовой химии. В зависимости от типа нагара, может понадобиться уксус (не разбавленный, а эссенция), или средство для мытья посуды. Здесь нужно экспериментировать, и на это понадобится время. Если получится размягчить нагар, останется только протереть тряпочкой.
Если не хочется возиться с химией, можно попробовать старый добрый способ – очистить электроды свечи наждачкой или надфилем. При этом следует обратить внимание на зазор между изолятором и резьбой, и удалить грязь, скопившуюся в этом зазоре.

Греть
И, конечно же, не забывайте о проверенном временем способе прокаливания свечей на огне, который был описан ещё в «Домострое». Несмотря на то, что этот способ древний, он все ещё рабочий и эффективный. Если у вас нет советской паяльной лампы, вы можете использовать газовую плиту или туристическую горелку. Важно помнить, что нужно прокаливать только электроды свечи, а не всю свечу. Если свеча не имеет нагара, вы можете её просушить феном или просто продуть газом.

Ездим дальше или меняем?
Также, возникает вопрос о свечах, которые были очищены химией, наждачкой или огнём. Можно доверять таким свечам, при условии, что мотор не запускался из-за мороза или разряженного аккумулятора, а не из-за неполадок в самом моторе, свечи были чистыми и исправными до этого момента, и это были дешевые медные свечи. Их можно очистить от нагара, но не стоит использовать химию для чистки иридиевых свечей, а от бензина нагар можно убрать, продув цилиндры. Однако, медно-никелевые свечи легче чистить. Особенно, если выбрать щадящий способ, например, замочить их в димексиде и потом очистить зубной щеткой. Обычно дешевые свечи вызывают меньше опасений после чистки, но дорогие свечи с напылением драгметаллов лучше заменить. Свечи, залитые бензином, после просушки можно использовать без ограничений, но важно понять причину перелива топлива, чтобы не сталкиваться с этой проблемой слишком часто.
Также читайте, Как выбрать аккумулятор: Все, что вы должны знать.