
Приближается зимний период, и встает вопрос: как правильно выбрать аккумулятор? Хочется найти такой, который бы мощно крутил стартер и не садился в холод, но при этом был доступным по цене. На самом деле, идеальной аккумуляторной батареи не существует. Она либо будет занимать слишком много места под капотом, либо будет иметь слишком высокую стоимость. Однако, правильный подход к выбору аккумулятора поможет сэкономить как деньги, так и нервы. Для этого необходимо понять, какие параметры аккумулятора действительно важны, а какие не столь значимы. Также важно понимать значение всех обозначений букв и цифр, которые указаны на этикетке аккумулятора.
Как это ни странно звучит, но при выборе аккумулятора важно начать с измерений. К сожалению, единого стандарта на размеры, полярность и маркировку аккумуляторов не существует. В разных регионах, таких как Россия, Европа, Америка, Азия, существуют свои стандарты. В частности, американские стандарты практически отсутствуют, за исключением маркировки. Отсутствие стандартизации усложняет выбор батареи, особенно когда речь идет о ее размерах. Например, европейская батарея емкостью 60 Ач обычно имеет размеры 242x175x190 мм, в то время как азиатская батарея может иметь размеры 232x173x225 мм. Это означает, что европейская батарея не всегда может подойти для азиатского автомобиля. Кроме того, следует отметить, что аккумуляторы со схожими размерами, например свинцово-кислотные, будут иметь схожую емкость. Количество электролита и свинца определяет емкость и ток батареи, поэтому батарея меньшего размера будет иметь меньшую емкость и ток.

оглавление
Клеммы аккумулятора
Полярность также различна для аккумуляторов из разных стран. В России плюсовая клемма находится слева, а минусовая – справа, если батарея стоит перед вами. Однако в большинстве аккумуляторов из других стран полярность обратная. Диаметр клемм также может быть различным, что усложняет задачу перепутать плюсовую и минусовую клеммы. Согласно европейскому стандарту, плюсовая клемма имеет диаметр 19,5 мм, а минусовая – 17,9 мм. Азиатские аккумуляторы имеют более тонкие клеммы: диаметр плюсовой клеммы составляет 12,5 мм, минусовой – 11,1 мм. При установке азиатской батареи на европейский автомобиль необходимо убедиться, что никакие металлические детали, в том числе рама крепления батареи, не будут замыкать клеммы.

Существуют также различия в конструкции аккумуляторов разных стран. В европейских батареях клеммы часто прячут в выступ на корпусе батареи для предотвращения короткого замыкания. С другой стороны, у азиатских аккумуляторов клеммы могут безопасно торчать из абсолютно плоской крышки корпуса. Кроме того, корейские аккумуляторы могут не иметь выступов для крепления аккумулятора на дне корпуса, в отличие от европейских.
Перед тем как выбрать аккумулятор важно знать ее маркировку. Хотя характеристики батареи можно узнать у продавца, лучше научиться читать этикетку непосредственно на батарее. Разные аккумуляторы имеют разные условные обозначения, но есть несколько основных параметров, которые можно запомнить для европейских, азиатских, американских и российских аккумуляторов.
как выбрать аккумулятор по ампер-часам
Емкость аккумулятора часто измеряется в ампер-часах (Ач), хотя технически это мера заряда, а не емкости. Например, 1 Ач – это заряд в 3600 кулонов, проходящий через проводник за один час и обеспечивающий ток в один ампер в течение одного часа. Емкость батареи в ампер-часах позволяет оценить силу тока, способного разрядить батарею до определенного напряжения за определенный промежуток времени. Конечное напряжение обычно составляет 10,8 В, а цикл разряда – 10 или 20 часов. Например, батарея с маркировкой “60 Ач” может выдавать ток силой 3 А в течение 20 часов, пока не разрядится до напряжения 10,8 В. Важно отметить, что напряжение полностью заряженного аккумулятора составляет около 12,6-12,7 В.

Маркировка
Маркировка аккумуляторов может отличаться в зависимости от страны. Российские аккумуляторы часто имеют формат “6СТ-ХХ”, где ХХ означает емкость в ампер-часах. Буква “6СТ” указывает на количество банок в батарее (обычно 6 для 12-вольтовой батареи), а “СТ” означает “стартер”. На европейских батареях емкость обычно указывается прямо, например, “60 Ah” или “62 Ah”. Если прямого указания нет, то используется девятизначный код по стандарту ETN, где первая цифра обозначает типоразмер, а две последующие – емкость в ампер-часах. Азиатские аккумуляторы, особенно японские и корейские, расшифровать сложнее. Некоторые этикетки могут содержать прямую запись типа “60 Ач”, в то время как другие могут соответствовать азиатскому стандарту JIS D 5301, в котором емкость не указывается обычным способом.

Работа с азиатскими аккумуляторами, в частности с японскими и корейскими, может быть сложной. Если на этикетке батареи указано “60 Ач” на понятный европейский манер, то проблем не возникает. Однако если это не так, то придется разбираться в азиатском стандарте JIS D 5301. Сложность заключается в том, что емкость указывается не в привычном виде, а в виде соотношения емкости и тока холодного пуска. И хотя существует формула расчета этого показателя, это не быстрый процесс. Поэтому перед тем как выбрать аккумулятор важно знать точную емкость, требуемую руководством по эксплуатации автомобиля (которая обычно указывается в азиатских стандартах), или поискать более понятную запись в ампер-часах. В стандарте JIS D 5301 емкость часто обозначается цифрой сразу после таких аббревиатур, как SMF (Sealed Maintenance Free), MF (Maintenance Free) или AGM (Absorbent Glass Mat). Однако это не единственный фактор, который необходимо учитывать.

Японские аккумуляторы
Стоит отметить, в японских батареях существует своя методика расчета Ач, которая отличается от европейского стандарта. Японцы разряжают батареи большим током, чем европейцы, что приводит к разнице в значениях Ah. Это может затруднить интерпретацию маркировки, так как на японской маркировке может быть указано “13 Ач”, а в реальности это может быть около 65 Ач. В общем, при работе с азиатскими батареями рекомендуется полагаться на четкие записи в европейском формате на этикетке, а не ориентироваться только на стандарт JIS D 5301. Как вариант, можно довериться продавцу, который может подтвердить, что батарея подходит для ваших нужд.
Американские аккумуляторы
Что касается американских батарей, то здесь подход противоположный. Производители указывают наиболее доступную информацию, например, время в минутах, в течение которого автомобиль может работать от аккумулятора без генератора. Этот параметр известен как резервная емкость (RC). Однако недостатком RC является то, что это теоретический расчет, и на практике определить точную продолжительность сложно. Несмотря на это, сам подход выгоден. К сожалению, американцы менее заинтересованы в указании мощности в обычных Ah, а зачастую она вообще не упоминается. В США RC и еще один важный параметр батареи – пусковой ток (ток холодного пуска) – указываются на этикетке в соответствии с их стандартом SAE J537.

Пусковой ток
Под пусковым током, также известным как ток холодного пуска или ток холодного прокручивания, понимается максимальный ток, который новая исправная батарея, охлажденная до температуры -18 градусов Цельсия, может отдать потребителю. Об этом мы уже подробно говорили, поэтому остановимся на том, где найти этот параметр.
Для батарей, соответствующих европейскому стандарту, пусковой ток обычно указывается после напряжения и емкости. Однако в маркировке по ГОСТ 0959-2002 пусковой ток не указывается, поэтому его придется искать на этикетке рядом с маркировкой ГОСТ.
Существует и другой ГОСТ – ГОСТ 959-91, который соответствует немецкому стандарту DIN 43559. В этом стандарте пусковой ток указан по-другому, и для перевода его в более понятный ГОСТ 0959-2002 потребуется справочник. Например, 600 А по ГОСТ 0959-2002 соответствует 365 А по ГОСТ 959-91, а 640 А – 395 А и т.д.
В европейском девятизначном коде по стандарту ETN всегда указывается пусковой ток. Он представлен двумя последними цифрами кода, и чтобы получить значение тока в обычном виде, достаточно умножить их на 10. Например, если две последние цифры кода равны 56, то пусковой ток равен 560 А.
В случае американских батарей, как уже говорилось, последние три цифры в коде по SAE J537 означают ток холодного пуска. Хотя они могут показаться однозначными, например 550 А, 600 А или 650 А, это не соответствует ни DIN 43559, ни ГОСТ 0959-2002. Однако с помощью калькулятора можно приблизительно пересчитать значение пускового тока по DIN 43559, разделив значение SAE J537 на 1,8. Хотя это соотношение не совсем точно, оно обеспечивает приблизительный перевод из SAE в DIN. Важно помнить, что привычный для нас пусковой ток 650 А на американской этикетке соответствует примерно 600 А по ГОСТ 0959-2002 или 365 А по DIN 43559. В целом, больший пусковой ток лучше, особенно в зимних условиях.

Что ещё?
В общем, прежде чем выбрать аккумулятор нужно учесть основные параметры, которыми являются пусковой ток, ёмкость, расположение клемм и габариты корпуса. Однако наличие индикатора зарядки, отметки об использовании в пластинах кальция или типе газоотвода больше относится к маркетинговым характеристикам, чем к полезным особенностям аккумулятора. Глазок индикатора работает приблизительно, кальций используется в большинстве аккумуляторов, а тип газоотводной трубки и клапана газоотвода является второстепенным. Если вы хотите более подробно изучить маркировку, лучше всего найти дату выпуска аккумулятора. К сожалению, эта информация может быть указана в неожиданном месте и не всегда в понятна. Каждый производитель имеет свои собственные правила и стандарты.

Чтобы не менять аккумуляторы слишком часто, не держите их разряженными и не доводите до полного разряда, так как падение напряжения ниже 12 В может нанести серьезный вред современным аккумуляторам с кальцием. Осень – отличное время для подзарядки аккумулятора. Таким образом, вам не придется бежать за новым аккумулятором и разбираться с непонятными надписями.
Также читайте Lexus LX 600 2022 года: впечатляющая роскошь